Практикуя липкие руки (Чи Сао) со старшими учениками, которые были крупнее меня, я оказывался постоянно выталкиваемым. Разумеется, каждый из тех, кто практиковал Вин Чун, стремился показать свое преимущество. Большинство ребят сосредотачивали свое внимание на атакующих моментах Чи Сао. Они стремились оказаться быстрее своего противника, старались первыми произвести атаку и тратили на это немало сил. Вот в такой манере проходили тренировки, а вокруг царил соревновательный дух. И тот, кто был лучше физически подготовлен, тот и оказывался победителем. Это все подстегивало в нас эгоизм, и каждый хотел стать лучше другого. В Вин Чун есть поговорка: «Не говори о старших и младших, кто первый научился — тот и старший». Мы говорим, что у нас отсутствуют старшие, только из-за того, что каждый стремится стать лучше другого и даже лучше самого основателя Вин Чун.
Это был тяжелый период в моей жизни. Меня посещали мысли об уходе из Вин Чун до тех пор, пока не состоялся мой разговор с Ип Маном. Он всегда говорил мне: «Расслабься! Расслабься! Не впадай в волнение!» Однако, когда я практиковал липкие руки — невозможно было расслабиться, особенно если ты пропускаешь удар. Меня моментально одолевала злость и мне хотелось прибить своего оппонента. Практика липких рук превращалась в обоюдное избиение, а поскольку я был меньше своего партнера, то и ударов пропускал гораздо больше.
Но я видел, как практикует Чи Сао Ип Ман. Он был абсолютно расслаблен и даже мог вести беседу со своим партнером. Иногда, он производил выталкивание партнера, даже не ударяя его. Когда я практиковал Чи Сао
с Ип Маном, то постоянно ощущал, что он контролирует мой баланс и стоит мне только попытаться нанести удар, как тут же, я оказывался лишенным равновесия. Ни один из моих ударов не достигал цели. Мне даже казалось, что Ип Ман
использует мою же силу, для того, чтобы нанести ответный удар. Движения его были на столько легкими, что создавалось ощущение, что он не прилагает ни малейших усилий. А сами отбрасывания были мягкими, не резкими, однако рассмотреть, что за техника была применена я не мог. Когда же я задавал ему вопрос о том, что же за техника была им применена, то он отвечал: «Вот эта». И показывал, какую технику применил, повторяя какие-либо из движений, которыми он обучал нас на занятиях. Я наблюдал и то, как Ип Ман проделывал нечто подобное с другими учениками, будь то младшими или старшими. Ип Ман никогда не бил своих учеников, однако мог поставить ученика в нелепую позу, тем самым вызываю всеобщее веселье и смех. Он был веселым стариком. Я ни разу не видел, чтобы Ип Ман отступал в Чи Сао. «Как этому пожилому человеку, примерно моего роста и веса, удается так легко контролировать своих учеников?» — этот вопрос я задавал себе, наблюдая за тем, как практиковал липкие руки Ип Ман. У него всегда сохранялась структура Вин Чун, и стоило ему сделать шаг вперед на оппонента, как тот под действием идеальной структуры Ип Мана, был вынужден отступать. Когда ученик пытался запутать руки Ип Мана, тот только лишь улыбался и продолжал легко и непринужденно контролировать движения ученика.
Я был в отчаянии, поэтому решил посоветоваться с Сифу на тему того, как мне поступить. И он сказал мне: «Почему ты постоянно пытаешься действовать как все остальные? Ведь ты же сам видишь, что это не работает у тебя. Почему бы тебе не изменить подход? Уделяй больше внимания форме и временно забудь о Чи Сао. Практикуй форму медленно».
Я был удивлен и озадачен… Мои стремления были направлены на то, чтобы научиться драться, используя Вин Чун. Я хотел открытия для себя новой технике, новых методов, а вместо этого получил такой незамысловатый совет. Всего лишь какая-то пара фраз!
Но позволить себе вступить в спор с Ип Маном я еще не мог. Передо мной остро встала проблема выбора: либо сделать так, как сказал Сифу, либо покинуть зал и завершить тренировки Вин Чун. Я принял решение делать так, как он говорил. На частных занятиях мы с ним занимались корректированием выполнения форм. Медленно я практиковал с Ип Маном липкие руки. Он направлял мои руки и вел их подобно тому, как ведут за руку ребенка в нужном направлении. В такой манере я обучался всей мягкой, оборонительной технике, которая присутствует в Вин Чун.
Стоит заметить, что Ип Ман мог перехватить инициативу противника, тем самым нейтрализовав его силу и прекращая его движение таким образом, что оно никогда не достигало цели.
Если провести аналогию, то это можно было бы сравнить со столкновением грузовика и легкового автомобиля. Скорее всего, у водителя легкового автомобиля найдется немного шансов на успешное развитие ситуации. У него есть два варианта: либо первым заглушить свой двигатель, либо заглушить двигатель грузовика. Безусловно, грузовик может раздавить легковой автомобиль, и банально проехаться по нему, но это уже зависит от того, на сколько большой грузовик и что в нем за водитель.
Встречая крупного соперника, Ип Ман не просто останавливал «двигатель», но и даже не давал возможности повернуть ключ в замке зажигания.
Находясь в преклонном возрасте — приходится использовать этот способ для выживания. И мне пришлось изучать этот способ ведения боя, хоть стариком я и не был, но мой маленький рост не позволял мне прибегать к другой технике. Я учился опережать действие соперника, будь то движение плечом, локтем, кулаком. Мне приходилось изучать науку распознавания движений, учиться замечать сигналы, которые тело моего оппонента неизменно подавало. И не важно, на какой это было дистанции: ближней, средней или дальней, мне предстояло заглушить его «мотор» или сделать так, чтобы противник понял, что атаковать меня не стоит. Для Брюса Ли же не было особого смысла изучать эту технику Вин Чун, так как по гонконгским стандартам он был «машиной»!
Каждый человек, занимающийся Вин Чун обладает своей точкой зрения или политикой. Политика начинается тогда, когда человек утверждает о «самом лучшем» методе входа и атаке. «Самый лучший» метод или атака — только лишь продукт, который каждый практикант Вин Чун выбирает для себя.
Человек, практикующий Вин Чун каждую атаку распознает «ищущей рукой». И вот тут, у меня появляется вопрос к вам: «Если на вас начнут нападать, а вы решите проблему до ее возникновения, то будет ли здесь место политике?» Политика возникает там, где все делится на части, поэтому я и говорю: В Вин Чун на высоком уровне нет техники. Кто может осознать искусство Ип Мана? Мои братья по тренировкам уважали Ип Мана за то, что он никогда не причинял им вреда, и еще за то, что у них не хватало умения причинить ему вред. В 50-х годах искусство Ип Мана было верхом чувствительности, он моментально мог прочитать намерения противника.
Вин Чун гораздо больше задействует умственные качества человека, нежели физические. Ведь, если мы углубимся в историю создания стиля Вин Чун, то вспомним, что создан он был женщиной! А потому, в практике Вин Чун требуется, чтобы умственное было впереди физического.
Хороший боец Вин Чун будет много и постоянно практиковать Чи Сао. Ведь именно Чи Сао дает возможность узнать человека, находящегося перед вами, определить его преимущества, слабости и недостатки. Окинув взглядом своего соперника, вы можете догадаться кто перед вами: боксер, кикбоксер, борец. Свои выводы вы сделаете по его телосложению, мышечной структуре, движениям. Следует обратить внимание и на его поведение, это тоже может помочь определить кто находится перед вами. Безусловно, полученная информация и сделанные выводы могут оказаться ошибочными. Но, ведь даже опытный игрок, прежде чем сделать ставку на скачках, собирает максимальное количество информации и лошади. Вы должны научиться сводить риски к минимуму. Этому, как раз и учит Чи Сао.
Практикуя Чи Сао не следует сразу же атаковать. Напротив, внимательно изучите противника, постарайтесь собрать о нем побольше информации.
Многие люди, практикующие Чи Сао вместо того, чтобы узнать своего оппонента получше, сразу же пытаются произвести атаку. Но следует помнить, что когда вы атакуете первым, то даете противнику информацию о себе. Сунь Цзы советовал: «Знай своего врага и знай себя, и ты сможешь провести тысячу битв без поражений». Формы Вин Чун созданы для того, чтобы узнать себя, а Чи Сао помогает узнавать других.