14 октября 1893 в городе Фошань, провинции Гуандун родился грандмастер Ип Ман. Семья его была относительно богата и состоятельна, однако являясь младшим сыном, Ип Ману не досталось ни финансового имущества, ни социального положения.
Но чего было не отнять, так это отличное китайское образование, которое включало в себя и изучение боевых искусств. С шестилетнего возраста Ип Ман обучается у Чан Ва Шуня – известного мастера Вин Чун. По достижению Ип Маном 12-летия, его учитель Чан Ва Шунь умирает и его последней просьбой становится просьба к старшему ученику Нг Чан Со о продолжении обучения Ип Мана.
Когда Им Ману исполнилось 15 лет (1908) его отправляют в Гонконг на учебу в колледж Святого Стефана, где он получает более современное образование. Там же он знакомится с Леун Биком, учеником и сыном Леун Цзана (мастером боевых искусств), учителем Чан Ва Шуня. Ип Ман учиться у Леун Бика и совершенствует свое мастерство. В последствии Ип Ман рассказывал о том, что получил очень хорошую базу у Чан Ва Шуня, а изощренным прикладным техникам обучается у Леун Бика.
В 20-летнем возрасте Ип Ман, имея уже солидный стаж занятий Вин Чун возвращается в Фошань. В последующие годы он многократно проводил поединки с другими мастерами, а так же устраивал совместные тренировки в саду своего сада с целью обмена опытом. В результате этого его мастерство, а так же и известность росли как на дрожжах.
Через некоторое время Ип Ман женится на девушке, которую зовут Чеун Вин Син, вскоре у них рождаются двое сыновей и двое дочерей. В это время у Ип Мана официально не было учеников, но он преподавал Вин Чун некоторым своим родственникам и коллегам по работе.
1937-1941 года проходят в рядах военнослужащих китайской армии. В это время Китай проиграл войну Японии. Ип Ман возвращается к своей любимой семье, которая находилась в Фошани. Тут его застает множество трудностей: хозяйство Ип Мана разорено, а что еще хуже тяжело заболела его жена.
Окончившаяся война не на много упростила жизнь. Вся страна нуждалась в восстановлении, но вместо восстановления получила гражданскую войну.
И вот, Ип Ман становится начальником патруля полиции в одной из деревень. Служба на этой должности и работа, помогли Ип Ману восстановить хозяйство и наладить жизнь, но, к сожалению это было сделано слишком поздно и его жена умерла от тяжелой болезни.
В 1949 году Ип Ману приходится оставить 2-х своих сыновей и сбежать в Гонконг. Коммунисты победили, и, если бы Ип Ман остался на службе, это было бы сродни самоубийству. Поэтому Ип Ману пришлось начинать новую жизнь в новом месте.
«Когда в Китае коммунисты захватили власть», – повествует один из учеников Ип Мана — Вильям Чеун, – «Ип Ман потерял все основные источники дохода и имущество. Но при всем при этом, у него кое-что осталось: деньги, золотые слитки, украшения. Фошань был маленьким городишком, но в нем было много жуликов. Ип Ман моментально утратил деньги и сбережения, благодаря жуликам, которые умело его обманули. И вот все навалилось на плечи Мастера: смерть жены, расставание с семьей, потеря имущества. Это добило его. Он разочаровался в жизни. Некогда богатый человек, полицейский превратился в бродягу.
Леун Шеун и Чен Као обнаружили Ип Мана гуляющему по пирсу Макао. Он выглядел как нищий. Они не знали, что он был мастером единоборств, но даже несмотря на это были с ним вежливы. Они забрали Ип Мана с улицы, дали ему жилье в зале Союза ресторанных рабочих и накормили».
Как-то раз Леун Шеун, мастер стиля кунг фу «Белая бровь» самодовольно демонстрировал своим ученикам одну из техник самозащиты: удар ногой в сторону, захват, удар рукой. Леун Шеун делал это с большой скоростью и очень хорошей точностью, хотя в этом и нет ничего удивительного, ведь на тот момент он уже 20 лет как занимался боевыми искусствами. Ученики начали повторять его движения и отрабатывать технику.
В зале, где отрабатывали приемы находился и старый Ип Ман. Он не выдержал и рассмеялся, да так громко и раскатисто, что Леун не мог этого не заметить. Он сделал паузу, пристально посмотрел на старика и агрессивно спросил его над чем он смеется? (так же он упомянул о том, что старик обязан им за то, что они вытащили его с улицы и должен проявлять уважение)
Ип Ман ответил, что не может проявлять уважение к тому, что видит. Это Вы должны проявлять уважение к единоборству которому обучаете, а не попусту гонять руками и ногами по воздуху! После этих слов он быстро повторил все движения, которым обучал Леун свою группу. Если занимаетесь боевым искусством, то нужно делать это серьезно и ответственно.
Леун не выдержал и предложил старику сразиться с ним. Ип Ман принял вызов и преподал урок своему товарищу. С этого момента Ип Ман стал учителем боевых искусств и начал преподавать Вин Чун. Предлагаю вам сравнить характеристики обоих мастеров: рост у Ип Мана был около 150 см, а вес примерно 55 кг, в то время как у Леуна Шеуна рост был 180 см, а вес 91 кг.
После своего поражения Леун стал первым учеником Ип Мана.
Манера преподавания Ип Мана всегда была немного необычной. Вильям Чеун рассказывает о том, что никогда не видел, чтобы Мастер сам вел занятия. Чаще всего Ип Ман просто стоял и наблюдал за своими учениками и поправлял своих любимцев, но само обучение вели его главные ученики, такие как Леун Шеун, Вонг Шун Леун и другие.
«Он никогда не тренировал учеников самостоятельно — рассказывает Чеун. – «Очень редко, да и то с состоятельными клиентами, которые могли заплатить очень много. В таких случаях Ип Ман нередко брал меня с собой. Представьте, он показывает клиенту технику упражнений с деревянным манекеном только один раз, после чего с клиентом занимался я».
Тренировки самого Мастера были в основном из практики форм, таких как Чи Сао, работа на деревянном манекене, и спарринга. Он не придерживался никакого плана тренировки, исходил из собственных ощущений и желаний.
Очень-очень редко Ип Ман, практикуя Чи Сао, касался рук кого-либо из любимых учеников, но ненадолго. Мастер переживал, что если будет практиковать Чи Сао с новичком, то его личная техника ухудшиться, потому что ему приходилось специально замедляться, а иногда и раскрываться, чтобы ученик мог что-либо сделать. Мастер боялся что это станет привычкой.
На тренировках он очень мало говорил и старался учить своим примером. Он всегда призывал к тому, что человек, владеющий боевым искусством не должен использовать его для плохих дел, а наоборот, должен был быть вежлив и воспитан. Ип Ман всячески сдерживал своих учеников от столкновений с бандитами, но всегда приветствовал честные спортивные поединки.
Воспоминания Вонг Шун Ленга:
«Будучи подростком лет пятнадцати я занимался разными навправлениями кунг фу, то что более всего мен подходило – это тайцзи цюань, но позже я занялся боксом. Я любил бокс, считал что это то что нужно для того чтобы драться на улице. Но вскоре у меня произошли разногласия с тренером по боксу, и я перестал ходить к нему на тренировки.
Как-то раз я искал своего товарища и не мог найти. Отчаявшись, я заглянул в школу Ип манна, там моего друга не оказалось. Но что я заметил, так это практику Чи Сао, и она на меня не произвела впечатления, скорее наоборот.
Со смехом я наблюдал за происходящей тренировкой и сравнивал ее с боксом. Вскоре кто-то из учеников заметил меня и мой пренебрежительный взгляд и бросил мне вызов. А я его принял. Начался бой, и я моментально его закончил в свою пользу. Ип Ман был опечален и предложил мне провести бой с одним из старших учеников. Мне достался уже более подготовленный соперник, но, тем не менее, я победил!
Окончательно расстроенный Ип Ман предложил сразиться с ним. Мой расчет был следующим: старик был очень сухим, ему было около 56 лет, я решил, что просто напросто буду изматывать его, двигаясь вокруг него.
Однако чего я не ожидал, так это того, что Ип Ман стал точно рассчитывать время и наносить опережающие удары ногами. И так, после одного из его ударов ногой, а после толчка в грудь, я потерял равновесие и влетел в стену. Ип Ман подлетел, нанес ударов шесть-семь и обозначил добивание.
Я был восхищен скоростью старого Мастера и попросился в ученики. Но Ип Ман не отнесся серьезно к просьбе, предлагая отказаться от этой идеи. Пока Мастер отговаривал меня, в зал зашел Ип Бо Чинг. Он был силен как бык и часто побеждал всех с одного удара. Он бросил мне вызов и хотел выбить из меня всю мою уверенность, но я не сдался и ему это не удалось. После этого Ип Ман взял меня в свои ученики».
Только в крайние года своей жизни Ип Ман прекратил проведение занятий с группами учеников, но продолжал вести индивидуальные тренировки в своем доме.
В 1972 году у Мастера обнаруживают рак горла, а 1 декабря 1972 года Мастер умирает.
Страстно желая сохранить систему Вин Чун и передает ее своим ученикам, за пару недель до своей смерти он записывает на видео исполнение им базовых форм. Глядя на эти записи, понимаешь какой силой и мощью обладал этот мужественный человек.
Ип Ман стал известен в Гонконге еще при жизни, однако в континентальном Китае он еще долгое время оставался неизвестным. В Фошане открывают музей Ип Мана в 2002 году. Наконец-то, его историческую роль признают на родине.
Для людей, практикующих Вин Чун из разнообразных ветвей, Ип Ман остается одной из ключевых фигур. Даже при жизни Ип Ман не имел никакого титула, но в наши дни его называют патриархом, великим мастером Вин Чун.
Своим примером Ип Ман до сих пор вдохновляет множество людей на занятия Вин Чун. После смерти значение сделанного Ип Маном неуклонно растет!
Двое сыновей – Ип Чун и Ип Чин до сих пор преподают Вин Чун, основав свои школы и продолжая традиции отца.